Определитесь с режимом чтения.
Какой темп будет более комфортным для вас и будет работать на вашу цель. Можно читать регулярно, время от времени, выбрать смешанный формат. Иногда бывает нужно устраивать книжный детокс.
Применяйте аналитическое чтение — медленное внимательное чтение с погружением в текст, изучением аннотации, содержания, в правильной рабочей обстановке. Это поможет «преодолеть» трудный материал, в котором много терминов, моделей, подсчетов, разобраться в прочитанном.
Работайте с содержанием и выбирайте те части и главы книги, которые нужны для решения задач, поставленных вами перед самим собой. Не всегда оправдано читать книгу «от корки до корки». Работайте с книгой, вытаскивайте тот материал, который нужен вам в реальности.
Делайте маргиналии — заметки на полях, выделяющие важные и интересные мысли.
Возможно, родители или учителя в детстве говорили вам, что книжки портить нельзя. Но я считаю, что книга особенно ценна, когда в ней есть «печать» читателя. Отлично подтверждает это библиотека Вольтера, которая ценится именно благодаря тому, что это рабочая библиотека философа, в которой более трети книг содержат маргиналии.
Вы можете разработать свою систему условных обозначений. (Например: ! - что-то удивило ? - что-то непонятно :) - весело ~ - не согласны).
Пометки, вопросы автору, озарения и т.д. Вы пропускаете смысл через себя и из автоматического реактивного переходите в проактивное осмысленное и аналитическое чтение.
Используйте технику mind map (интеллектуальные карты). Это составление графического структурированного конспекта ваших самых ценных мыслей после прочтения книги. Важная и интересная работа, способствующая созданию новых нейронных связей, помогающая структурировать материал, легко вспомнить потом ключевые моменты, свои инсайты. В Интернете можно найти много чужих карт, но они не имеют такой ценности, как собственные, хотя могут быть интересны просто для понимания, как увидели ту или иную книгу другие люди.
Применяйте полученные знания как можно быстрее на практике, в своей работе. Для начала можно поделиться своими мыслями по мотивам книг в социальных сетях.
Можно стать автором рецензий. На сайтах издательств и книжных магазинов часто есть возможность оставить отзывы. Иногда это даже поощряется скидками на покупку следующих книг или другими бонусами.
Для более глубокой работы с книгами рекомендуется участвовать в их обсуждениях с другими людьми. Тематические книжные клубы, когда группа специалистов в какой-либо области собирается и обсуждает профессиональную литературу, к счастью, вновь становятся популярны. Такое общение с людьми может открыть новые смыслы, которые я, как читатель, пропустил.
С осени мы в Лаборатории фиджитал дидактики Альтшу планируем запустить свой корпоративный книжный клуб для обсуждения важной в нашей сфере литературы, такое общение с коллегами очень полезно и очень ценно, и каждый из нас будет развиваться и работать с большим вдохновением.
Если вы студент или выпускник Альтшу и хотели бы выступить инициатором создания книжного клуба по своей специальности — вы можете связаться с нами и обсудить эту идею.
Хорошо работают любые письменные практики: утренние страницы, дневники, итоги дня/недели — вы можете фиксировать свои книжные открытия в рамках этих практик.
Пару слов о том, что есть книги о том, как читать книги, и они открывают совершенно новую глубину работы с текстом. Например:Мортимер Адлер. «Как читать книги: искусство свободного образования», впервые издана в 1940 году, но не теряет актуальности.
«Чтобы действительно понимать все оттенки смысла, заложенные в словах и фразах, и полностью настроиться на авторскую волну, нужен изрядный читательский багаж, а кроме того, умение читать активно. <... > Нужно заново учиться читать. И именно для этого написал эту книгу Мортимер Адлер, американский философ, редактор и преподаватель, всю свою жизнь посвятивший тому, чтобы научить людей любить и понимать книги».Умберто Эко. «Роль читателя. Исследования по семиотике текста».
Умберто Эко в этом сборнике эссе даёт много знаний, как читать между строк, объясняет, почему автор и читатель должны быть в сотворчестве.