версия для слабовидящих
Лето — образовательного цвета!
Подайте заявку на бесплатное обучение

Лаборатория
фиджитал дидактики

Конструируем человечные продукты и технологии в образовании
Роман Боярков
Методический директор Альтшу университета
Зачем нам Лаборатория?
Проектируя Альтшу университет, мы изначально сделали одну из ставок на инновационную деятельность. А это значит, что мы как команда постоянно учимся доводить наши красивые и разумные идеи до рынка в виде продуктов, которые у нас покупают. В этом ключевая цель лаборатории — создавать востребованные образовательные продукты.
—  пространство для постоянно формирующегося эксперимента. В образовании много не доказанного. А многое, казавшееся долгое время очевидным, требует перепроверки через доказательный подход в новом экономическом и социальном укладе.
Лаборатория
— от англ. phygital, соединение слов physical и digital — это взаимодействие и слияние 2 действительностей: физической и цифровой.
Фиджитал
— раздел теории образования, ищущий ответы на вопросы: кого, зачем, чему и как обучать?
Дидактика
Развивать компетенции преподавателей
В обучении
развивать умения обучаться в цифровой/фиджитал среде
В учении
создавать инновации на 3х уровнях: run, change, disrupt
В R&D
проектировать взаимодействия студентов с контентом, между собой (P2P), с куратором, тьютором, преподавателем
В образовательной
среде
На что опираемся?
Курт Левин
Основатель социальной психологии
Нет ничего практичнее хорошей теории
Как дом строится на фундаменте, так и лаборатория определяет свои основания через рамки деятельности, служащие концептуально-методологической базой для деятельности всего университета.

Дизайн образовательного опыта
Learning Experience Design — это междисциплинарный подход к созданию учебного опыта, который позволяет обучащемуся достичь желаемого результата в какой-либо деятельности на основе его личных целей.
Нилс Флор — основатель глобального сообщества LXD LXD.org и создатель инструмента Learning Experience Canvas (структура образовательного опыта).
Прототипийное системное мышление
Эволюционный подход, работающий с личными и коллективными стратегиями с позиции желательного и вместе с тем достижимого будущего. Позволяет запускать позитивные изменения и формировать среду, в которой хочется жить. Одновременно это также каждодневная практика развития себя, друг друга, семьи, друзей и сообществ.
Павел Лукша, профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО, эксперт Центра трансформации образования СКОЛКОВО. Основатель инициативы Global Education Futures.

Екатерина Лукша, эксперт в сфере инноваций в образовании, профориентации и подготовки новых профессиональных кадров, соавтор «Атласа новых профессий», методологии rapid foresight, методолог формата «Форсайт-флот», член команды разработчиков модели «Точек кипения».
Системо-мыследеятельностная методология
Философско-методологическое направление социально-гуманитарной мысли, интеллектуальная традиция, созданная на основе идей и концепций, разрабатываемых с 1952 года в рамках Московского логического (методологического) кружка (МЛК/ММК).
Георгий Петрович Щедровицкий (1929–1994) — основоположник российского методологического движения, советский философ, социальный теоретик, методолог, общественный и культурный деятель, создатель школы системо-мыследеятельностной методологии.

Петр Георгиевич Щедровицкий — философ и методолог.
Мераб Мамардашвили
философ, специалист в области философии языка, сознания и мышления
Человек как существо, обладающее какими-то естественным образом данными ему определёнными свойствами, не является для философии объектом и предметом исследования. Объектом или предметом исследования и одновременно тем, что позволяет случиться тому, что потом изучается, является всегда не наличный человек, а тот возможный человек, который может сверкнуть на какое-то время, промелькнуть, установиться в пространстве некоторого собственного усилия
Образовательная модель университета
Модель образовательной среды
Модель образовательного опыта
Модель компетенций
Карта ролей
в образовательной модели
Описывает рамки и элементы взаимодействия
Показывает как студент получает опыт
Используется для проектирования образовательных результатов на каждом курсе
Описывает распределение задач в команде
Узнать больше
На какие вопросы ищут ответы дизайнеры образовательного опыта в Альтшу?
Кто такой человек? Чем он отличается от индивида? Что определяет его развитие?
Что значит «быть автором своего развития»?

Как сочетать разные инструменты (онлайн/оффлайн) между собой? Каковы оптимальные варианты смешивания и интенсивности «взбалтывания»?
Модель педагогического дизайна ADDIE — одна из самых популярных в проектировании образовательных программ. Каковы условия и критерии её неприменимости? Какие альтернативы лучше для разных целей?
Как понимать и различать роли в команде продукта: преподавателя, тьютора, ментора, куратора, дизайнера образовательного опыта, продакт менеджера?
Как проектировать взаимодействия (Interaction design) субъектов образовательной среды?
Как выстраивать процессы через взаимосвязи формального, неформального и информального образования?
Как оценивать эффективность образовательных программ? Как преодолеть ограничения метрик продуктового подхода?
Как проектировать обучение в гибридных образовательных пространствах?
Кен Робинсон
визионер человеко-центричного подхода в образовании
Часто говорят, что образование и обучение — это ключи к будущему. Так оно и есть, но ключ можно повернуть в двух направлениях. Поверните его в одну сторону, и вы блокируете ресурсы, даже от тех, кому они принадлежат. Поверните это в другую сторону, и вы высвободите ресурсы и вернёте людей самим себе. Чтобы реализовать свой истинный творческий потенциал в наших организациях, нам нужно иначе думать о себе и действовать по-другому в наших школах и наших сообществах. Мы должны научиться быть творческими
Наши
эксперименты
Лаборатория — это место для деятельностных проб, экспериментирования с различными форматами, разработка новых методов образовательных технологий.
Методический эксперимент — это проверка предположений о том, какой опыт получает студент, и как происходит его развитие в нашей образовательной среде.

Культура экспериментов в лаборатории основана на принципах продуктового подхода и учебной аналитики.
В 2021 году командой лаборатории были проведены несколько экспериментов, связанных с форматами гибридного обучения, установлением факторов влияния стилей обучения на качество обучения на курсе.
Наша команда
Мы собираем на доске Notion важные для нас материалы, на которые опираемся в своей работе. Там вы найдете: полезные видео, вдохновляющие мышление цитаты, исследования, статьи и аналитические отчеты.